Недавно Вошел на Ващ Форум. Есть интересная статья.
Экранопланам быть!
О перспективах создания высокоэффективных экранопланов в рамках инновационной национальной долгосрочной целевой программы. Журнал «Арсенал 21 века» №2(7),2010
31 октября 2010 года / Леонид Стругов / Aviation EXplorer
В настоящее время в России сформирована Государственная программа, направленная на достижение главного приоритета страны – перевода национальной экономики в режим интенсивного развития. Эта программа в первую очередь определяет цели и задачи инновационного развития экономики, направления, механизмы и средства их реализации. Ее основа поэтапное построение Национальной инновационной системы России – современной институциональной модели генерации, распространения и использования перспективных знаний, их воплощения в новых продуктах, технологиях, услугах во всех сферах жизни нашего общества. Цели Государственной программы определены исходя из ключевых проблем инновационного развития и потребностей становления инновационной экономики страны, решений Президента государства.
Стругов Леонид Васильевич
Директор Департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга России
Стратегия развития национальной инноваци¬онной системы определяется проводимой государ-ством научно-технической и инновационной по¬литикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технического потенциала, внутренних товарных рынков, рын¬ков труда, а также историческими и культурными традициями и особенностями.
Мероприятия по выполнению вышеозначенной Государственной программы содержат основные показатели и проекты инновационного развития отраслей и регионов, которые ежегодно форми¬руются, корректируются и утверждаются руковод¬ством государства. При этом государство сфор¬мировало такие перспективные проекты по пяти приоритетным направлениям модернизации экономики. И, что абсолютно закономерно, одной из ключевых задач является задача создания вы¬сокоэффективного скоростного транспорта.
Боевой экраноплан "Лунь"
В связи с этим уместно напомнить, что наша страна — родина многих выдающихся достижений науки и техники. В их числе и морские скоростные транспортные средства различных типов и назна¬чений. К таким скоростным средствам, в первую очередь, следует отнести экранопланы, в строи¬тельстве которых мы в своё время опередили весь мир на десятилетия. Именно в нашей стране были созданы образцы экранопланов, подтвердившие на практике огромный их потенциал как в сфере гражданской (транспортной), так и в военной. Этот приоритет Россия терять не вправе. Необходимо возрождая российский скоростной флот, возро¬дить и экранопланы. Причем, как это ни печально, возрождать скоростной флот страны придется от¬талкиваясь от очень небольшого задела. Потери 90-х годов прошлого века в этой сфере таковы, что вице-премьер правительства РФ С.Б. Иванов на заседании Морской коллегии при Правитель¬стве Российской Федерации 12 сентября 2006 г. охарактеризовал состояние отечественного ско¬ростного водного транспорта, который когда-то был лучшим в мире, как критическое.
В то время, как Россия в постперестроечный период теряла в области морского (и, к сожале-нию, не только) скоростного транспорта одну позицию за другой, в развитых государствах ему уделялось первостепенное значение. В настоящее время интерес к экранопланам огромен. Вполне возможно, что в мире назревает бум экранопла¬ностроения, и такие машины уже в ближайшее десятилетие станут важной частью мировой транс¬портной системы. Ряд государств проявляет сегод¬ня интерес к приобретению коммерческих экра¬нопланов. Вопрос для нас сегодня в том, сможет ли Россия вновь строить эти летающие корабли, обладая законным приоритетом?
Создание современного экраноплана специали¬сты рассматривают, как сложнейший комплексный инновационный проект, в котором сосредоточены проблемы материаловедения, транспортной энер¬гетики (в т.ч. энергосберегающей и на новых прин¬ципах), гидро- и аэродинамики и др. Эти проблемы могут быть решены только на базе самых передовых высоких технологий, в том числе и нанотехнологий. Экраноплан – образец продукта двойного назна¬чения. Он найдет достойное применение, как в во¬енной области, так и в народном хозяйстве. В на¬родном хозяйстве его рассматривают в качестве универсального транспортного средства.
Любой вид транспорта оценивается, как из¬вестно, по скорости, дальности, грузоподъём¬ности, зависимости от баз и погоды. Экраноплан унаследовал от кораблей большую грузоподъём-ность, вместимость и комфортабельность, а от самолётов — скорость, дальность и сравнительно малочисленный экипаж. Самые быстроходные суда, как известно, имеют скорость 55 – 65 км/ч, а современные экранопланы — до 200-300 км/ч и выше. По сравнению с самыми экономичными самолётами транспортная эффективность уже раз¬работанных и построенных судов-экранопланов в полтора-два раза выше, т.е. составляет 30-35%, а в перспективе может достигать более 50% от полной массы экраноплана.
Сравнение технико-экономических показате¬лей экранопланов со скоростными судами (глис-сирующими, на подводных крыльях и воздушной подушке) при их использовании в качестве регио¬нальных транспортных средств также указывает на приемлемый уровень их конкурентоспособно¬сти, как по величине прямых эксплуатационных расходов, так и по общей стоимости жизненного цикла (стоимость закупки плюс стоимость обслу¬живания). При этом за счет более высокой скоро¬сти (200-300 км/ч у экранопланов против 65-85 км/ч у скоростных судов) необходимая грузоподъ¬емность судов-экранопланов при равной транс¬портной работе может быть в 2,6-3,3 раза мень¬ше, но они обеспечивают значительную экономию во времени при транспортных операциях и макси¬мальную дальность хода за светлое время суток. В перспективе, при создании специализирован¬ного бортового оборудования для экранопланов (высокоточного навигационно-пилотажного с ис¬пользованием космической системы ГЛОНАСС, высокого разрешения радиолокационного и опти¬коэлектронного оборудования, радиовысотоме¬ров для экранного полета и реализации режима «В», и др.), появится возможность круглосуточного и всепогодного применения экранопланов.
В дополнение к вышеперечисленным до¬стоинствам необходимо отметить, что судам- экранопланам не нужны развитые причальные сооружения, высококлассные гидро- и аэродромы, они мало зависят от погодных условий, гораздо меньше подвержены морской качке, чем корабли. Поэтому наиболее привлекательна идея исполь¬зования судов-экранопланов в районах Мирово¬го океана, которые изобилуют большим количе¬ством островов, не имеющих системы причальных сооружений и аэродромов. В первую очередь это Азиатско-Тихоокеанский регион, где год от года растёт объём грузопассажирских перевозок морским и воздушным транспортом. Экранопланы с их пре¬восходными амфибийными качествами обеспечат бесперебойную круглогодичную навигацию, что вдохнёт жизнь в самые удалённые уголки плане¬ты. По прогнозам специалистов, уже в ближайшие десятилетия экранопланы неизбежно серьёзно потеснят на рынке грузовых перевозок, особенно трансконтинентальных, все типы морской и авиа¬ционной техники. А ведь это потенциальный рынок как поставки на экспорт экранопланов, так и ока¬зания услуг с их помощью, что в свою очередь мо¬жет стать весомым сегментом в доходах в бюджет государства от внешнеэкономической деятельно¬сти.
Экраноплан "Спасатель" в постройке
Сегодня представляется целесообразным начать разработку государственной программы по созданию комплексной производственно- транспортной системы для круглогодичной транспортировки судами-экранопланами гру¬зов, например, в северные регионы России. Вы-полненный анализ свидетельствует, что с помо¬щью тяжелых судов-экранопланов класса A и В, и в перспективе экранолетов класса С, бескрай¬ние российские просторы могут перестать быть проблемой для транспортировки. Мы сможем эффективно осваивать Крайний Север с его бо-гатыми месторождениями полезных ископаемых, развивать нормальное сообщение и перевозку грузов в Сибири и на Дальнем Востоке, в непрохо¬димой тундре и труднодоступных районах. Тем бо¬лее, что в настоящее время для регионов с малой плотностью населения и суровыми климатически¬ми условиями разработаны требования, которым должна соответствовать транспортная система.
В частности она должна:
•обеспечивать круглогодичные перевозки и мало зависеть от погодных и климатиче¬ских условий;
•не требовать больших капитальных затрат на строительство наземных капитальных сооружений;
•обладать высокой экономичностью;
•иметь достаточно высокую скорость;
•обладать высокой «проникающей» способно¬стью.
Очевидно, что таким требованиям в пол¬ной мере отвечают только перспективные суда-экранопланы! Именно на их создание направлены ряд работ предусмотренные в ФЦП «Развитие граж¬данской морской техники» на 2009-2016 годы.
Строительство экранопланов семейства "Акваглайд" компании АТТК
Неразвитость транспортной инфраструкту¬ры сдерживает экономический рост труднодо-ступных северных регионов Сибири, Дальнего Востока, Арктики, поэтому возникает необхо-димость обеспечения опережающего развития транспортного комплекса региона. При этом необходимость ускорения развития транс¬портной инфраструктуры отдаленных, трудно доступных регионов России потребует значи¬тельной концентрации бюджетных средств как на региональном, так и на федеральном уровне. Очевидно, что вследствие широкого внедрения экранопланов возможно снижение необходи¬мых затрат.
Несмотря на значительные научно-технические достижения, роль и значимость во¬дного транспорта в пассажирских перевозках на дальность более 300-500 км сегодня приоб¬рело тенденцию к снижению. В первую очередь это связано с тем, что скорость пассажирского железнодорожного транспорта достигла 300-500 км/ч (Франция, Германия, Япония), а в авиации до 900-950 км/ч. Эффективность водного транс¬порта сохраняется только на грузовых перевоз¬ках, за счет большой единичной грузоподъемности судов, и как средство отдыха на воде. Радикально уменьшить сопротивление, повысить скорость и мореходность судов возможно, если полностью поднять корпус судна над гребнями волн, и при этом использовать полезное влияние поверхно¬сти для создания аэродинамической подъемной силы. Подобный способ реализуется только одним типом судна – экранопланом.
Исследования по экономике транспорта, выявили своеобразную нишу, которую могли бы заполнить суда-экранопланы. Это магистральные морские перевозки пассажиров и срочных грузов (причем для экраноплана полет над морем еще и гораздо безопаснее, чем для самолета), а так¬же транспортное сообщение между островами в архипелагах и между материком и островами: для экраноплана не нужен ни причал, как для суд¬на, ни аэродром, как для самолета, а строить морской или воздушный порт при небольшой ин¬тенсивности сообщения экономически невыгод¬но. Применительно к России эти свойства судов-экранопланов особенно актуальны для регионов Арктики, Сибири и Дальнего Востока.
Проектное изображение экраноплана Орион-20А
Области использования экранопланов для гражданских нужд исключительно разноо¬бразны. Например, они могут быть востребованы для переброски вахты на морскую нефтяную плат-форму, для проведения спасательных операций и ликвидации последствий природных и техно¬генных катастроф. Представляется, что создание специализированного экраноплана-спасателя это серьезный вклад в систему экстренной помощи терпящим бедствие, особенно на море.
На борту экраноплана-спасателя при соот¬ветствующей размерности может быть располо¬жен госпиталь, оборудованный для проведения операций, реанимационных мероприятий, по-слеоперационную палату, перевязочную палату и другие медицинские помещения. Время готов¬ности экраноплана к вылету не превышает 15 ми¬нут. Экраноплан-спасатель может стать основой глобальной морской системы спасения. Если бы такая система была создана, многих страшных трагедий на море удалось бы избежать.
Особое место экранопланы должны занять в системе обеспечения военной безопасности на-шего государства.
Во-первых, это, разумеется, доставка и высадка десанта. Экранопланы являются идеальным сред¬ством быстрой переброски значительных по раз¬мерам соединений (и людей, и техники) на уже захваченный плацдарм, в десятки раз минимизиро¬вав время нахождения десанта в пути – в зоне воз¬можного противодействия ВМС противника. При¬менительно к нашим условиям экранопланы могли бы стать важнейшим средством переброски войск с материка на территории, с которыми нет наземных коммуникаций. Например, дальневосточные (Саха¬лин, Курилы, Камчатка).
Экраноплан Иволга 2
Во-вторых, экраноплан потенциально являет¬ся выдающимся средством борьбы с подводными лодками. Экраноплан, обладая исключительной малозаметностью, может быть и эффективным носителем ударного, минного и противоминного оружия.
Кроме того, экраноплан может быть очень хо¬рошим эквивалентом судов снабжения. Действия эскадр надводных кораблей в океане невозможны без «плавучего тыла», который, однако, является тя¬жёлой обузой. Он резко снижает скорость соедине¬ния и отвлекает силы на охрану. Экраноплан же спо¬собен доставлять практически любые расходуемые материалы непосредственно из родной базы и сра¬зу же на неё возвращаться, снимая, таким образом, все тыловые проблемы.
Особую роль экранопланы способны сыграть в организации охраны государственной границы го¬сударства. Возможны и иные варианты применения экранопланов. Все зависит от конкретной задачи.
В настоящее время особенно активно разра¬боткой экранопланов занимаются в США и Китае. Американцы, для которых проблема стратегиче¬ской мобильности имеет исключительно большое значение, разрабатывают проект экраноплана «Пеликан», способного перебрасывать до 1300 т. грузов (например, 17 танков типа «Абрамс») на 12 тыс. км с крейсерской скоростью 460 км/ч. Длина «Пеликана» составит 122 м, размах крыльев — 152 м, максимальная взлётная масса — 2,7 тыс. т.
Экраноплан Иволга
Китай к 2017 году собирается построить не ме¬нее 200 экранопланов различного назначения и размера. Опытные небольшие экранопланы строились в КНР ещё в конце 1980-х. Но после пер¬вых публичных демонстраций, исследования этой тематики в КНР были практически полностью за¬секречены.
В настоящее время в федеральных органах исполнительной власти России предпринимаются определенные усилия, направленные на возрож¬дение масштабных работ в сфере экраноплано-строения. Во исполнение указаний руководства государства сформирована Межведомственная рабочая группа под руководством заместителя Министра промышленности и торговли Россий-ской Федерации. Коммерческими организация¬ми в инициативном порядке создана Ассоциация «Экраноплан». Это принципиально важные и сво¬евременные шаги, способствующие консолидации разработчиков и производителей экранопланной техники, облегчающие решение ряда важнейших вопросов, включая проблему законодательно¬го обеспечения создания судов-экранопланов и на их основе нового сегмента в системе ско-ростного транспорта страны. Тем более это важ¬но в свете того, что заинтересованность в при-обретении современной экранопланной техники проявляет Пограничная служба ФСБ России, МЧС России, Минтранс России, Роскосмос, а также ряд зарубежных компаний.
Федеральной целевой программой «Развитие гражданской морской техники» предусмотрена разработка опережающего научно-технического задела на базе комплекса исследовательских (расчетных, предпроектных и экспериментальных) работ для создания нескольких аэрогидродина¬мических компоновок перспективных скоростных судов-экранопланов водоизмещением от 5 до 50 тонн для внутреннего и мирового рынка, обладаю¬щих высокими эксплуатационными характери¬стиками. Уже в 2009 году начаты первые работы по созданию новых технологий в части совершен¬ствования аэрогидродинамических и прочностных характеристик экранопланов нового поколения. По результатам выполнения этих работ предпо¬лагается получение материалов, необходимых для создания конструкций экранопланов, прогно¬зирования динамики и методов управления экра¬нопланами, обеспечивающих их безопасность во взлетно-посадочном и крейсерском режимах дви¬жения при работе в морских и речных условиях, а также проработка строительства экранопланов для морской и речной зоны. Кроме того Програм¬мой с 2012 года предусмотрены работы, направ¬ленные на обеспечение создания и безопасной эксплуатации пассажирских экранопланов от 20 до 200 пассажиров, а также на разработку пер¬спективной компоновочной схемы экраноплана водоизмещением около 300 тонн.
Вышеуказанные работы по государственным контрактам с Минпромторгом России выполняет ООО «Инвестиционная Промышленно-Финансовая Группа» совместно с ФГУП «ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова», которые уже имеют достаточный опыт в разработке и строительстве новых современ¬ных типов экранопланов. Созданные компани¬ей экранопланы успешно прошли испытания в условиях Подмосковья, Сибири, Байкальского и Ладожского озер, Каспийского и Балтийского морей, получили высокую оценку на Международ¬ной выставке «Судостроение» (Шанхай, 2002 г.), 54-м Всемирном Салоне инноваций, научных исследований и новых технологий «Брюссель-Эврика-2006», международном форуме «Высо-кие технологии XXI века» (г. Москва, 2007 г.), авиационном салоне «МАКС-2007» (г. Жуковский, 2007 г.) и Государственной выставке по безопас¬ности «Комплексная безопасность 2010» (г. Мо¬сква, 2010 г.), по результатам которой работа ООО «Инвестиционная Промышленно-Финансовая Группа» была отмечена золотой медалью выстав¬ки. Экраноплан, построенный по заказу Погра¬ничной службы ФСБ России, прошел испытания и находится в опытной эксплуатации. Полученный практический опыт позволяет рассматривать данный экраноплан в качестве базовой основы для реализации получаемых в результате вы¬полнения ФЦП «Развитие гражданской морской техники» научно-технических наработок по соз¬данию типоряда перспективных моделей судов- экранопланов.
С учетом наметившейся динамики, сегодня представляется целесообразным поднять статус самой темы создания экранопланов с отрасле¬вого уровня (Департамент судостроительной про-мышленности и морской техники Минпромторга России) до национального. Создание экранопла¬нов достойно включения в Национальную про¬грамму исследований и разработок ключевых тех¬нологий, а также приоритетных фундаментальных и прикладных научных исследований. Необходима самостоятельная федеральная программа, проще говоря, государственный заказ. Иначе приоритет России в этом виде техники, особенно крупнотон-нажной, может быть утрачен, негативные послед¬ствия такого развития событий очевидны.
Именно на разрешение этой проблемной ситуации и направлена деятельность Межве-домственной рабочей группы под руководством заместителя Министра промышленности и тор¬говли Российской Федерации. В крайне сжатые сроки она должна разработать проект Концеп¬ции по развитию экранопланов в России. В дан¬ной концепции по мнению специалистов Де¬партамента должны найти отражение вопросы касающиеся как создания определенной линей¬ки специализированных двигателей для экрано¬планов, так и адаптации существующих двигате¬лей к эксплуатации в условиях солевого тумана. Отдельных разделов заслуживают работы по соз¬данию специального бортового оборудова¬ния (навигационного, управления движением, радио- и оптикоэлектронного, вспомогательных механизмов и систем, бортового контроля,...), по новым конструкционным материалам и тех¬нологиям для судов-экранопланов, тренажерным специализированным комплексам, учебным стендам, проработки технических и других во¬просов связанных с организацией базирова¬ния и инженерно-технического обслуживания, нормативно-правовой базе, определяющей во¬просы экранопланостроения и внедрения судов- экранопланов в транспортную систему страны.
Полагаем, что только объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, ак-ционерных и частных компаний в деле развития экранопланостроения может обеспечить успех и сохранит приоритет России в данном прорывном виде транспорта – транспорта 21 века.
Леонид Стругов
AEX.RU
URL:
http://www.aex.ru/docs/3/2010/10/31/1202/
Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.