Экранолет и дирижабль –транспорт 21 века. (выдержка из монографии С.Ю. Маркина ГНУ ВННИИ экономики и нормативов Россельхозакадемии « Формирование механизма развития сельской инфраструктуры»)
Размышляя о перспективах экранолетов (экранопланов тиа В и С). Нужно исходить из ТРиЗ –теории решения изобретательских задач Альтшулера, гласящего, что оптимальный вариант развития любой системы – это ее исчезновение при исполнении ее функций. Самая лучшая дорога –эта, которой нет, а грузы и люди доставляются по кратчайшему пути с минимальными затратами времени и энергии. Об этом же говорит ФСА –функционально-стоимостной анализ: допустимы лишь те функции, выполнение которых приносит максимальную полезную отдачу при минимальных затратах. В отношении транспорта это означает:
- максимальную « проникающую способность» и вытекающую отсюда минимальную потребность в инженерном обустройстве территории -потребности в дорогах, мостах, причалах, аэродромах, сопровождении наземных диспетчерских служб;
- бесконтактный характер движения, не оказывающую существенного влияния не подстилающую поверхность и на окружающую среду в целом;
- использование эксклюзивного природного эффекта – на крейсерском режиме движения должен обеспечиваться резкий прирост эффективности по типу явления сверхпроводимости;
- относительную дешевизну и технологическую простоту строительства (но не конструирования!), не требующую высокой квалификации персонала;
- минимальный риск возникновения катастроф – аварийные ситуации не должны приводить к гибели транспортного средства, перевозимого груза и людей;
- необходимость обеспечения эксклюзивного доступа на сельские территории: горожане выбрасывают мусор, в том числе вывозимый со строек на самосвалах, устаивают поджоги в лесополосах и степи) – не будет автодорог – не будет этих проблем!
Всем этим видам транспорта отвечают только экранолеты типа В ( в меньшей степени типа С) и дирижабли. Первые использую экранный эффект, имеющий потенциал роста аэродинамического качества до 100 единиц и более (у самолетов – не более 20, у лучших планеров до 40, у судов на воздушной подушке и подводных крыльях – не более 14). С использованием режима подскока им доступно до 90% поверхности земли волн больше 30 метров практически не бывает, при высоте экранного полета от 2 до 4 метров до 70-80% полетного времени можно летать на экране – выше волн в 70-80% времени ни в Атлантике, ни в Тихом океане не бывает, а в режиме подскока – до 100-150 метров не страшна никакая волна в океане, даже от цунами (эта высоте авиационными властями не контролируется – согласно Воздушного кодекса России: воздушное судно- это, которое летает вне зоны влияния подстилающей поверхности и на безопасной высоте). На малых скоростях экранолет со сложенными крыльями движется в режиме поддува на статической воздушной подушке, используя в полной мере потенциал этого транспорта. Создатель первого в мире (в 1937 году – на 20 лет раньше Коккерела!) работоспособного СВП –мой земляк –уроженец Ростова-на-Дону Владимир Левков, выпускник Новочеркасского политехнического института). Для взлета на волнении необходимо фюзеляж делать катамаранного несущего типа по схеме составного крыла Р. Бартини (был какое-то время моим земляком –работал в Таганрогском КБ, где был построен экранолет ВВА-14).
Дирижабли – использую «дармовую» подъемную силу, причем при работе двигателя на природном газе, который легче воздуха топливо не только не является грузом, а само создает подъемную силу. Используя вместо водорода гелия создает практически абсолютную пожарную безопасность. Высоты до 3 км практически авиацией в настоящее время авиацией не используются.
Способствовать развитию экранолетов и дирижаблей может кризис, в который попал автомобильный и авиационный транспорт: строительство дороги мостов, аэродромов обходиться все дороже, ежегодные убытки от авиационных перевозок в мире достигаю 20 миллиардов долларов, государства все больше переходят на платный режим пользования автомобильными дорогами, на которых все чаще возникают пробки; экологические проблемы приводят к возникновению акций «День без автомобиля», попытки создания экономичных сверхзвуковых самолетоп провались. Никаких научно-технических заделов по решению вышеуказанных проблем не имеется.
Конечно агония авиационного и автотранспорта будет страшной. Ибо люди будут терять вложенный капитал и рабочие места. Но долг платежом красен- вспомним как СШа бесплатно строили автомобильные дороги, создавая одностороннее конкурентное преимущество автотранспорту, как отказывались продавать гелий Германии, из-за чего погиб лучший в мире дирижабль Гиндербург (хотя есть версия, что его взорвали по заказу авиационных компаний), как гнобили фирму Мартин, создателя лучшего на сегодняшний день гидросамолета Си Мастер (фирма отказалась вообще от производства самолетов; все экземпляры Си Мастера были уничтожены).
Именно автомобиль из-за бесплатного режима пользования автодорогами и мостами угрохал малую авиацию и скоростной водный траспорт.
Природа на стороне экранолетов и дирижаблей: извержения исландских вулканов, гололеды, снегопады, наводнения, разрушение дорог (например в результате биотеррроризма- найдена бактерия, которая потребляет асфальт и дорога через некоторое время превратиться в лунный пейзаж с кратерами -покатайтесь ребята на джипах!), а также мостов –вспомните танцующий мост в Волгограде или Канавинский мост в Нижнем Новгороде, где его ремонт проложил путь к коммерческой эксплуатации паромов на воздушной подушке.
Но этот процесс сам собой произойдет – его нужно поддаталкивать, создав инновационную коалицию. Это делает возможным формирование «инновационной коалиции», включающей всех заинтересованных лиц. В ее состав могут войти: потенциальные клиенты: компании, занимающиеся органически чистым, экологическим сельским хозяйством, развитием сельского туризма и т.п., получающие возможность использования инвестиционного потенциала экологически чистых удаленных сельских территорий; бенефициары: риэлторские компании, получающие возможность вовлечь в оборот объекты недвижимости, расположенные на удаленных территориях, экологические организации, реализующие свои проекты гармонии с окружающей средой. При этом можно рассчитывать на привлечение их в качестве соинвесторов (например, посредством покупки акций и облигаций, эмитированных инфраструктурными корпорациями).
Такое направление развитие инфраструктуры и сельского туризма уже намечено развивать в Нижегородской области и Республике Татарстан. Туры поездок на экранопланах, которые производятся в Нижегородской области, намечено включить программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007-2011 годах». Вновь созданное инновационное малое предприятия - ООО «Амфибийные транспортные системы» будет строить амфибии на воздушной подушке и экранопланы, которые будут обслуживать туристические маршруты «Туристско-оздоровительного парка Республики Татарстан «Камские поляны». Кстати соглашение о совместном сотрудничестве в области инновационной деятельности и создании венчурного инвестирования между НИ ИрГТУ и ООО «Российская венчурная компания» было подписано в сентябре 2010 года во время VI Байкальского экономического форума. Уставный капитал ОАО «РВК» составляет 30 011 320 700 руб. 100% капитала РВК принадлежит Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом Российской Федерации (Росимущество).Один из первых проектов, которые ИрГТУ на правах венчурного партнера подготавливает для получения венчурных инвестиций, проект группы иркутских ученых по созданию новых высокоэффективных транспортных средств - самостабилизирующихся экранопланов схемы «утка». По предварительным оценкам, в проект планируется привлечь более 10 млн. государственных средств.
_________________ мараэкран
|