Да так оно и есть! В Темрюке Краснодарского края тоже стоит арестованный Акваглайд-5. С самого начала можно было ожидать, что этим все закончится. Продавать пляжную покатушку за 15 миллионов рублей. в том время как ховеркрафты. имеющие такую проходимость стоят : от 500 тысяч рублей за 2-местный аппарат и до 19 миллионов рублей за 25-местный (Арктика-3ДК берет подъемы до 35 градусов). При этом лишь немного уступая в скорости: 120-140 км/час у ховеркафтов против 150-170 км/час у Акваглайда-5. Богатые могут купить вертолет (в США ховеркрафты называют вертолетом для бедных). Вариант экраноплана типа В необходим потому, что на Волге и водохранилищах бывает волна до 4 метров, нужно преодолевать водоразделы, шлюзы, не теряя времени и т.п. и т.д. Наконец при критической ситуации нужно перелететь через баржу. А Нагапетян упорно пытался строить экранопланы типа А. Поэтому с коммерческой точки зрения проект АТТК был обречен. Она кстати собиралась использовать атомные подводные лодки для Северного завоза. Но тут напрашивается другое, а именно - в чем секрет «Бермудского треугольника» экранопланов, Это что всемирная аллергия?
Экологическая ниша экранопланов –это та же,что у судов на подводных крыльях, вертолетов, судов на воздушной подушке. Но все остальные худо-бедно применяются. Например вертолет – с экономической точки зрения полный абсурд. А анализируя историю экранопланостроения, поневоле появляется ощущение, что находишься в театре абсурда. 80 лет проектов, испытаний и ничего в сухом остатке.Единицы экспериментальных образцов. Судно на воздушной подушке Хивус-10, перевозя 10 пассажиров, расходует на 100 км 50 литров бензина - в два раза больше, чем Иволга, перевозящая 12 пассажиров (а если оставить одного пилота и уменьшить запас топлива –он ведь рассчитан на 1200-1600 км, то и 14 повезет). Но ховеркрафты бегают по Волге, Оби, Амуру, стали штатным десантным средством в большинстве флотов мира. Только перевозками людей в России занимаются почти 300 ховеркрафтов и несколько тысяч их куплено для использования в качестве индивидуального транспорта. Одних Пегасов продано несколько сот!Вертолет Ми-8, перевозя 25 пассажиров расходует в час 850 литров керосина или 340 литров, Это всего в два раза меньше, чем тратит перевозящая 60 тонн груза платформа на воздушной подушке Арктика-60! Судно на подводных крыльях «Еврофойл» вновь вышло на линию Сочи-Новороссийск. Билеты по 1800 рублей – в 3-6 раз дороже чем, на автобусе и в 2,5 раза дороже, чем на поезде (расход топлива 4,5 литра на 100 пассажиро-км, у Экраноплана Иволги от 2 до 2,5, при этом Еврофойл тратит на переход в 110 морских миль -3,5 часа. Иволга долетит - за 1,5 часа). А экранопланы все проектируются и до практического использования дело не дошло. Германия создав Х-114 и Айрфиш-8 закупает 68 австралийских ховеркрафтов. Экранолет Иволга-Орион –Голубой дельфин (наверное по персональному названию на каждый из трех выпущенных) уже 10 лет только проходит испытания то в Сибири, то в Дагестане, то Калининграде, а также на базе в Новороссийске. Единственное исключение –Иран. В то же самое время абсолютно не имеющая практического применения пляжная покатушка гидроцикл появилась гораздо позже и завоевала обширный рынок. Не говоря уже о сотовых телефонах. Я явных противников экранопланов во власти и бизнесе не встречал. Но и явных энтузиастов, каким был Никита Хрущев и Министр обороны Устинов, кроме губернатора Нижегородской области Шанцева –то же. Потенциальных эксплуатантов экранопланы тоже не интересуют. Подавляющее большинство действует по принципу: «Хорошо бы, если бы кто-то начал, а мы бы посмотрели и тогда мы бы Всем показали!». Специфику России затрагивать не надо. Был бы в мире интерес у эксплуатантов, давно бы уже Голубой дельфин (продукт обратного обмена,полная копия российской "Иволги" согласно песни «Америка Европе подарила пароход!")с Аляски, как и немецкий Айрфиш носились бы по всем океанам! Почему экраноплан не интересен как способ зарабатывания денег на перевозках? Хотелось, чтобы кто-то, кто как-то общался бы «в верхах» высказали бы догадки по этому поводу. Поражает пассивность конструкторов и изготовителей экранопланов. Всякая новая техника нуждается в общественном резонансе, широкой PR-компании.Вообще-то загадочной является деятельность Ассоциации « Экраноплан» в плане ведения эффективной PR-компании. Вспомните как «пиарлился» Ростислав Алексеев и «Ракету» в Москву пригнал на молодежный фестиваль 1957 года и Н.С. Хрущева, Д. Устинова на экраноплане катал. Также сейчас «пиарятся» ховеркрафтичики. Зайдите на сайт «christyhovercraft.com» - сколько роликов заснято для местных телевизионных станций! Пример PR-компании: «48-местное судно «Яков Сиверс» нижегородской водно-транспортной компании «Логопром – Борский перевоз», совершив переход в 2 тысячи километров, прибыло в г. Великий Новгород на празднование 1150-летия этого города, где было представлено Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву и главам более 30 городов, поднявшимся на судно сразу после заседания Союза городов Центра и Северо-Запада России!». А как протолкнули на рынок гидроциклы – сняли одну из серий «Полицейской академии»! А фильм «Черная акула» про боевой вертолет Камова!
А экранопланщики в глубоком подполье. Предлагал Волику по Интернету сценарий фильма « о подвигах пограничного экранолета «Иволга» на побережье Дагестана». Нет ответа.Непонятно почему нельзя провести такие акции, как перелет Иволги или модернизированного Орленка через океан, через Северный полюс и т.д. Если чисто "пилить" бюджетные деньги, то все равно нужна реклама -вспомните фильтры Петрика . Даже сайт IPFG закрыли. Такое ощущение, что главная цель Ассоциации «Экраноплан» – выжать «все соки» из накопленного с советских времен опыта экранопланостроения и продать фирме «Боинг», китайцам или корейцам. В России экранопланы никто и не думает производить. Наверное поэтому и появился на Аляске «Голубой дельфин» -полная копия Иволги.
Почему-то в Интернете информация о корейских экранопланах только на корейском языке. Китай к марту 2011 года собирался поставить 17 экранопланов ОАЭ. Чего-то о результатах не слышно.Везде тягучая тишина, прорываемая редкими короткими интервью с озвучиванием дат и причин их переноса
_________________ мараэкран
|