На экранопланах В. Колганова есть режим поддува, то естиь режим статической воздушной подушки и два двигателя. По сути они используют принцип КОНВЕРТОПЛАНА, Если поставить подъемный вентилятор или кормовой винт, то поворот будет происходить по вертолетному: перед поворотом включается вентилятор, одновременно уменьшаются обороты одного из двух маршевых движителей. Кстати суда на статической воздушной подушке могут ходить задним ходом, а также вертеться вокруг своей оси. Без вентилятора это сделать сложнее, но возможно используя частичный переход на взлетный режим - поднимая винты и используя механизацию крыла.Скорость хода желательно сбрасывать. Но с чем согласен, что Экранопланы компании ТРЭК -это больше суда для прибрежной зоны морей, озер, водохранилищ и крупных рек, для тундры, болот и рисовых чеков. Для малых и средних извилистых рек с пологими берегами они вряд пригодны.
В. Колганов все предусмотрел –винт в корме вместе с рулями.
http://www.trekivolga.ru/Arles/images/p5%20copy.jpg[img]http://www.trekivolga.ru/Arles/images/p5%20copy.jpg
[/img]
По-моему управляемость экранопланов можно повысить, установив на экранопланах оригинальную систему «воздушных ковшей» Christy hovercraft.ru
С сайта Christy hovercraft.ru
Чем хороши ховеркрафты от Christy Hovercraft?
На данный момент наши ховеркрафты обладают несколькими уникальными особенностями, которых не найти в других аналогичных машинах, включая и более дорогостоящие. Каждый проект Christy Hovercraft дарит владельцам и операторам целый ряд преимуществ, среди которых:
• Сдвоенные пропеллеры с активными рулями килевой и бортовой качки, установленные за воздуховодами тяги. Их использование, равно как и способ управления ими, уникальны для Christy Hovercraft.
• Быстродействующие и независимо управляемые рули высоты, позволяющие оператору своевременно реагировать на возникающие препятствия (к примеру, волны) и смягчать реакцию ховеркрафта на эти препятствия. Они гарантируют плавность полета и возможность увеличения зазора над препятствием.
• Система управления Christy Hovercraft также позволяет оператору противостоять внезапным динамическим нагрузкам - таким, как порывы ветра или перемещения груза, и обеспечивает более мягкую работу при полном контроле в ветреную погоду и в условиях бури, а также в моменты передвижения экипажа по судну.
• Кроме того, безопасная работа даже в условиях бури означает меньшее влияние капризов погоды на планирование и коммерческую эксплуатацию, следовательно, меньшие потери времени и прибыли.
• Большая управляемость подразумевает способность действовать в более тесных проемах, чем ховеркрафты, лишенные управления килевой и бортовой качкой. Встречающиеся в некоторых проектах реверсивные пропеллеры еще больше усиливают это свойство.
• Гидростатическая трансмиссия между двигателем и подъемными вентиляторами предусматривает регулируемое передаточное число и предустановленное автоматическое управление скоростью их вращения, в то время как главный двигатель варьирует свою скорость согласно оперативным требованиям. Это новшество было введено компанией Christy Hovercraft и остается уникальной особенностью наших проектов.
• Регулируемое разделение мощности между подъемной и тяговой системами без задействования дорогих пропеллеров с изменяемым шагом позволяет оператору перевести подъемную систему на экономичный режим или работу в соответствии с условиями поверхности, практически не завися от требований тяги.
• У причала ховеркрафт может быть поднят в воздух на холостом ходу двигателя и даже при неподвижных пропеллерах, что обеспечивает безопасность и удобство обслуживания в депо, или же в случаях, когда существует необходимость оставаться в поднятом состоянии рядом с чем-нибудь, в то время как экипаж работает на палубе.
• Видео с принципом работы «воздушных ковшей»
http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... hENwu4#t=0http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... 4Kl2o#t=19http://www.youtube.com/watch?feature=pl ... 0Kfors#t=2