Патрульные экранопланы
Высокая скорость, маневренность и амфибийность экранопланов способствуют разработке на их базе аппаратов для выполнения задач патрулирования водных районов. Один из американских проектов патрульного экраноплана был предложен еще в 1941 г. По аэродинамической и конструктивной компоновке он напоминает двухпоплавковый гидросамолет, у которого отсутствуют консоли крыльев. Хвостовое оперение, включающее киль и руль управления при движении экраноплана на воде, идентично используемому на гидросамолетах. В качестве энергетической установки применяются один или два авиационных двигателя воздушного охлаждения. Вооружение такого экраноплана включает торпеды, скорострельную авиационную пушку и крупнокалиберный пулемет.
В 1967 г. американские специалисты разработали проекты катеров-экранопланов, предназначенных для патрулирования в прибрежных водах, охраны побережья, огневой поддержки войск, действующих на приморских флангах. Один из них — катамаран по схеме «летающее крыло». Весьма развитые в длину поплавки, выполняющие роль концевых шайб, имели обводы «морских саней». Пространство под днищем корпуса-крыла с носа и кормы было ограждено двумя парами щитков, которые в полете обеспечивали продольную и поперечную устойчивость. Энергетическая установка состояла из двух турбовентиляторных двигателей с воздухозаборниками, снижающими забрызгивание.
Поток воздуха, нагнетаемого вентиляторами, использовался для образования воздушной подушки, а турбины двигателя обеспечивали поступательное движение крыла. Для распределения отбрасываемых двигателями газов между воздушной и выхлопными соплами, создающими тягу, применялись управляемые заслонки. При старте почти вся мощность турбин расходовалась на создание воздушной подушки, а по мере увеличения скорости и возрастания аэродинамической подъемной силы она перераспределялась на создание тяги.
Такая система, по мнению авторов проекта, позволяет отказаться от применения специальных стартовых двигателей, уменьшает массу энергетической установки и обеспечивает плавный и безопасный переход из фазы старта с воды к околоэкранному полету.
Экраноплан снабжен выдвижными гребными винтами в носу и корме для патрулирования в водоизмещающем режиме. Устойчивость аппарата по курсу обеспечивалась двумя воздушными килями, а управление — рулями.
Вооружение включало две противокорабельные крылатые ракеты морского базирования (пусковые установки размещены в верхней части крыла) и скорострельные артиллерийские установки (в носовой части поплавков). На надстройке находилась антенна радиолокационной станции.
Другой патрульный двухкорпусный экраноплан отличался аэродинамической компоновкой, схемой трехкилевого хвостового оперения с высокорасположенными горизонтальными стабилизаторами и рулем высоты. Аппарат оборудовался гидролыжами, что улучшало его взлетно-посадочные характеристики.
Патрульный экраноплан Х-114
На вооружение военно-морских сил Германии в 1974 г.был принят патрульный экраноплан Х-114.
Аэродинамическая и конструктивная компоновка аппарата — результат развития традиционной схемы экранопланов. Выполненный по самолетной схеме, он имеет планер с размахом крыла 9 м. Двигатель мощностью 205 л.с. размещен на крыше кабины в обтекаемой гондоле, а воздушный винт заключен в насадку.
Энергетическая установка обеспечивает скорость патрульному экраноплану 75 — 200 км/ч. При общей массе 1,35 т аппарат может поднимать пятерых пассажиров или 0,46 т груза. Дальность полета (100 кг топлива) превышает 1000 км.
К конструктивным особенностям экраноплана Х-114 относится убирающееся колесное шасси, позволяющее использовать аппарат не только с водной поверхности, но и с суши, что значительно расширяет его возможности.
На испытаниях, проведенных на Балтийском море, экраноплан Х-114 достигал крейсерской скорости 150 км/ч и за 20 ч прошел около 2000 км.
Патрульный экраноплан 902
В 1987 г. научно-исследовательским судостроительным центром Китая был спроектирован и построен экспериментальный экраноплан модели 902, который можно отнести к типу патрульных экранопланов.
Выполненный по самолетной схеме, он имеет длину 9,5 м, размах крыла 5,85 м, высоту по стабилизатору 2,32 м. Масса аппарата составляет 0,385 т (в порожнем виде 0,285 т). Два двигателя мощностью по 15 кВт обеспечивают скорость 110 — 120 км/ч на высоте 0,6 — 1 м. Экипаж один человек.
Испытания продемонстрировали стабильность его полета и удовлетворительную маневренность.
Вот ещё одна интересная.
Экранопланы на службе флотов мира.
Ещё один форум экранопланной тематики.